Система координат
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Творчество хипповых людей » Телеги » Статьи Саши Иванова
Статьи Саши Иванова
KapelkaДата: Среда, 28.04.2010, 00:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3731
Награды: 10
Статус: Offline
Статья в смоленской газете:

 
KapelkaДата: Среда, 28.04.2010, 00:03 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3731
Награды: 10
Статус: Offline
Старые паразиты и новые патриоты
Пристрастный Взгляд из 2005-го на статью в смоленской многотиражке 1983-го.

из архива Саши Иванова

Данная статья из смоленской газеты (1983 г) весьма показательна. Она не только иллюстрирует отношение властей к т.н. хиппи в эпоху застоя, но и является ярким примером обычной в несвободной стране схеме: поиск врага, травля в гос.СМИ, "охота на ведьм", репрессии.

В провинциальных городах, где имелось всего несколько явных диссидентов и хиппи, органы КГБ насчитывали сотни сотрудников, ревностно старавшихся получать очередные звания, создавая видимость деятельности, направленной на защиту социалистического отечества от всяких вредных иноземных и инородных влияний. Они направляли все свои усилия на травлю немногочисленных (как им казалось) инакомыслящих. Личность тов. В.Смирнова известна, известна его связь с органами.

Теперь несколько слов о смоленских. Центром общения и культурной жизни местных изгоев был Паша Смоленский (в миру Валерий Павлов). В одном доме с ним (хрущеба в рабочем районе Поповка) жил Миша Смоленский (в миру Михаил Иванов). Упомяну еще примкнувших к ним Фаню (С.Ульянов), Яшу (Е.Минин) и еще несколько сочувствующих, среди которых были и особы слабого пола - "цвет общества", по выражению Паши, т.е. продавщицы, уборщицы и т.п. Кстати, по моим наблюдениям - весьма добрые и отзывчивые создания, разделявшие все тяготы жизни провинциального андеграунда и готовые идти за своими избранниками на край света.

Я познакомился с Пашей в 1980 году. Много раз гостил у него на флэту, где всегда встречал радушный прием. Паша был из низов, из очень простой семьи, но был очень одаренным, творческим человеком. Нигде специально не учась, хорошо играл на гитаре и других инструментах, пел, делал улётные настенные панно, снял несколько 8мм игровых фильмов, во всём проявляя отличный вкус и тонкий юмор.

Я, привыкший к жизни в относительно безопасной (в смысле репрессий) Москве, восхищался его стойкостью и спорсобностью сохранять веселый нрав и восторженную творческую мечтательность в смрадной атмосфере советского Смоленска.

Он снял несколько документальных фильмов на крупных тусовках начала 80х, в основном на Гауе.

После выхода в свет данного пасквиля Паша был арестован и заключен в психушку, откуда еле выбрался. Ожидая ареста и обыска он отдал свою видеоколлекцию и некоторые другие видеоматериалы мне на хранение.

Однажды на конспиративной квартире в Москве в 83 году я показывал Пашину кинохронику группе политдиссидентов и американских журналистов. Журналисты упрашивали меня дать им плёнки на один день переснять на видео, хотели показать в США.

Надо представить, что это было за время: Андропов, репрессии, мрак. Я побоялся (за Пашу) и не дал. Интересно, уцелело ли что-то в водовороте последующих событий?

Позже он и Миша пытались создать некое подобие коммуны в латышской деревне, но это продолжалось недолго. Работы он не боялся, работал перевозчиком скота на железной дороге, экспедитором на междугородних автоперевозках и т.п.

Не любил ходить строем, тупой советской уравниловки, серости.

Ничто не проходит бесследно. Преследования, жизненные трудности, ужасные реалии провинциальной совдепии плохо сказались на здоровье и несколько надломили дух ветерана хип-движения, он всё чаще стал обращаться к запретным средствам.

Перестройка лишь слегка ободрила его. Последняя наша встреча была у меня на флэту кажется в 1989 году. Он не важно выглядел и не слишком быстро соображал. По рассказам Пита Подольского (в миру Петр Демидов), видевшего Пашу пару лет назад, он жив, осел в Риге, имеет материальные и другие проблемы...

Что сталось с другими людьми после многолетнего прессинга совсистемы и ударов судьбы - мне не известно.

Теперь мы живем вроде бы в другой стране. Люди из органов до небесных высот поднялись. Кажется, они больше не гоняются за хиппи, рок - музыкантами и т.п. Теперь их интересы лежат в более хлебных областях нефти, газа, TV, газет, пароходов... Но когда ныне видишь насаждаемую сверху сплошь государственными СМИ "новую" религиозно-патриотическую ИДЕОЛОГИЮ, суды над художниками, депутатов-генералов КГБ и МО под образами, призывающих бить жидов и спасать Россию, где-то в глубине сознания восстают кровавые призраки не такого уж далекого прошлого.

А Паша Смоленский всегда останется в моей памяти веселым балагуром, в глазах которого, нет-нет да мелькнет затаенная грусть, талантливым художником и музыкантом, человеком, готовым всегда разделить с тобой последний кусок хлеба, человеком, родившемся не в то время, не в том месте...


Паша Смоленский на фоне своей росписи, 1981г, архив Саши Иванова.

Прикрепления: 4584972.jpg (19.4 Kb)
 
KapelkaДата: Среда, 28.04.2010, 00:04 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 3731
Награды: 10
Статус: Offline
Конец рыжего бунтаря

ЖЖ ИВАНОВА
На днях узнал о том, что Паши больше нет в живых. Его смерть была столь же нестандартна, как и его жизнь. Он был убит выстрелом в голову неизвестным, в своей квартире на Поповке в 2003 году.
Узнал это случайно от одного молодого ЖЖ-френда из Смоленска ( tsetseron), с которым общался только на почве обсуждения рок-музыки. Оказывается Паша Рыжий (как теперь его называли) был известен в музыкальной и богемной тусовке своего города. Многие пересекались с ним в месте, называемым Блонья. Паша подрабатывал в местном худ-училище, и как я понял, продолжал заниматься музыкой. Кстати одним из подозреваемых в убийстве был местный барабанщик по кличке Патэля.
Последние годы меня не покидало чувство, что с Пашей что-то не ладно. Уж очень бесследно он растворился в пространстве и времени. Да и характер он имел авантюрный, любил попадать в приключения... Ну и обычно это ему удавалось. Чутье меня не подвело...
Большинство из нас видели Пашу Смоленского более 20 лет назад. Молодой, рыжий, неунывающий, вечно наполненный очередными утопическими проектами, с ранними морщинками у печальных глаз. Русский парень из пролетарских низов, живя в прогнившей хрущобе на окраине Смоленска, в своих мечтах бороздил Америку, Индию, Непал...,слушая на раздолбанном советском магнитофоне King Crimson. Таким мы его и запомним.
На родине такому человеку не суждено было ни получить достойного образования, ни осуществить в полной мере ни один из своих проектов, ни заработать на поездки по миру или хотя бы на достойную жизнь. Не нужен был этот бунтарь ни совдепии в которой почитался чуть ли ни «врагом народа», ни новой России, несущейся неведомо куда. Выстрел безымянного убийцы поставил точку в его отчаянной попытке взлететь над мраком и безысходностью, пытавшихся раздавить его на протяжении всей его недолгой мятежной жизни (1958-2003).
Саша Иванов Москва. Апрель 2010
Смоленский писатель Олег Разумовский в своих краеведческих статьях о родном городе, описывая Поповку, не забывает рассказать о Паше, как о местной достопримечательности:
ЖЖ РАЗУМОВСКОГО

 
aqualungmfДата: Воскресенье, 09.05.2010, 13:38 | Сообщение # 4
Группа: Друзья
Сообщений: 19
Награды: 1
Статус: Offline
У меня в ЖЖ там есть дополнительный материал, статья Паразиты в лучшем разрешении, плюс фото Паши незадолго до смерти, присланные молодыми Пашиными френдами из Смоленска. С. И. http://aqualungmf.livejournal.com/62189.html
 
KapelkaДата: Среда, 26.05.2010, 15:54 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 3731
Награды: 10
Статус: Offline
EASY RIDER

(Воспоминания о Саше Ришелье и былых временах)

Саша Ришелье (в миру, Александр Недопекин) - человек с внешностью индейца Cherokee, отчаянный и свободолюбивый, был из тех, которые сразу располагают к себе людей с родственными натурами. Мы познакомились с ним в Москве в 1980 году. Проживая в Симферополе, Саша еще в школе проявил себя нарушителем общественного спокойствия и советской общественной морали.

Не смотря ни на что, он имел светлую голову и поступил в один из Симферопольских ВУЗов, где и продолжил демонстрировать на фоне вызывающей внешности свой независимый нрав. В середине 70-х это не способствовало длительному пребыванию в стенах института.

К моменту исключения Саша уже имел некоторые знакомства среди наезжавших в Крым хиппарей. Вскоре он уже объезжал автостопом своих новых и старых друзей. Чаще бывал во Львове, славным тогда своей богемой, хиппи, и чуть ли не единственной в СССР бандой рокеров. А тучи уже сгущались над нашим ездоком.

После вылета из института полетели повестки из военкомата, и он серьезно готовился откоситься от призыва по псих - статье, но этому не суждено было случиться. Его отец - полковник советской армии, имел все основания считать, что его старший сын свернул с истинно-верного пути, который в 1917 году открыла грядущим поколениям партия большевиков. Он сделал все, чтобы Сашу признали годным к службе.

И вот, прощай хаер до плеч, цветочный клоуз, прощайте друзья, подружки! Но постойте, мне кажется, я слишком драматизирую ситуацию. Хайера конечно он лишился но не таков был наш наездник, чтобы упасть духом и смиренно покориться судьбе. Не долго он копал траншеи на полигоне в ПРИКВО (не подумайте плохого - это Прикарпатский военный округ).

Тут необходимо поведать читателю об одной интересной особенности нашего героя, а именно страсть к различным приключениям, авантюрам и как следствие попадание в трудные ситуации. К счастью он обладал столь же поразительной способностью выходить из них сухим. И так полигон, танки, взрывы, сержанты, деды... в общем полный муммитроль.

Но наш Саша не был бы Ришелье, если бы не оседлал ситуацию и не выехал бы на белом коне Поначалу, отбросив лопату и полиогон, он пересел в уютное здание комендатуры, на должность писаря (все-таки незаконченное высшее).

Далее, усердно работая, Саша почти полностью сосредоточил в своих руках ведение бумажных дел части, а также заполучил ключи от сейфа, с хранящейся в нем печатью. И пошло-поехало.

Как человек, имеющий доступ к печати, он стал весьма уважаем сослуживцами, так как мог оформлять различные справки и увольнительные. Следующим шагом была реализация хипповой жизни без отрыва от срочной службы.

Саша удивительным образом получив свой хипповый клоуз с гражданки, вскоре уже колесил на армейском уазике с самопальными увольнительными в кармане по просторам радяньской Украины. Особенно любил выдавать себе командировки на несколько дней во Львов.

На подъездах к Львову он переодевался в хипповый прикид и во всей красе появлялся в центре города к восторгу местной тусовки. Так продолжалось практически до конца его службы. Но плохие времена неизбежно наступали.

В один сумрачный день Саша был арестован и вся его "диверсионная деятельность" была раскрыта. Дело было передано в контрразведку, где Саше сразу стали шить несколько статей, в том числе измену родине и подготовку к побегу за рубеж. Долго пытали, через какую границу он готовил побег. В конце концов, Саша признался, что через китайскую.

И вот Ришелье за решеткой. Пока суд да дело, подошел срок его демобилизации и одновременно пришла телеграмма из Симферополя с просьбой отпустить Сашу на похороны отца. Случилось чудо - контрразведчики чуть ли не под честное слово отпускают его на похороны! А тут и дембель случился. Как уж там Саша решил все дела не знаю, но ни в части ни в контрразведке его больше не видели. Он уже бороздил автостопом безбрежные просторы нашей родины СССР, посещая старых друзей и обретая новых.

Вовремя одной такой поездки в литовском городе Тракай он был арестован и посажен в КПЗ. Тракайские менты оказались весьма свирепыми и стали шить Саше какие-то уголовные дела, держали в карцере на бетонном полу, кормили одним хлебом и всячески издевались. Кошмар длился более месяца, но как всегда удача улыбнулась ему и он оказался на свободе.

В 1980 и 1981 годах во время поездки автостопом, я с друзьями бывал в Тракае. Литва и особенно Тракай мне показались весьма доброжелательными местами по отношению к таким необычным людям, какими мы казались тогда окружающим.

В Тракае мы почувствовали себя комфортнее, чем где либо, бродили по городу и средневековому замку, громко смеясь и тряся хаерами, удивлялись невиданному даже в Москве изобилию в продмагах, расслаблялись как могли. В итоге мы осаждались на живописной окраине города у потрясающей красоты озера, разбивали палатки, жарили на палочках над костром субтильных литовских цыплят.

Тогда в таких случаях говорили "Америка!" Мы ничуть не подозревали тогда , что в этом самом Тракае чуть ли ни самые свирепые менты во всей Прибалтике, и мы ходили по лезвию ножа. Может это и к лучшему . Зато теперь мы имеем еще несколько весьма светлых воспоминаний из нашей мятежной юности.

До конца 1980-х, когда Ришелье переехал в Москву, он оставался самым известным и уважаемым хиповым человеком Крыма, и это благодаря своим легендарным приключениям, обширным связям, и надо сказать редкой порядочности. Он удивил меня однажды, отдав три рубля взятых в долг несколько лет назад, о чем я давно забыл.

В то время среди хиппарей это была большая редкость. Мало кто из стремившихся к теплым крымским берегам тусовщиков упускал возможность нанести визит заслуженному деятелю хип - движения. Саша считал своим долгом уделить внимание каждому и помочь, чем мог.

Наиболе близким друзьям он даже устраивал экскурсионные туры по заповедным местам Крыма, с романтическими ночевками на скалах у источника и травлей бесконечных историй при свете отражающейся в водах черного моря луны.

Я хорошо помню это время, проведенное с Сашей, когда жил в Симферополе в начале 1984 года, где я работал над скульптурами и мозаиками на центральном городском бульваре. В Крыму тогда кроме Ришелье было несколько хиппи и сочувствующих.

Прежде всего это Яша из Севастополя, помню Юру, молодого парня с роскошной шевелюрой, еще одного, работавшего лесником в заповеднике, и еще несколько сочувствующих неопределенных взглядов, но явно не вписавшихся в советское общество типов. Были естественно и сочувствующие гирлы.

Сейчас всех уже не помню. Помню Иру, десятиклассницу Лелю, потом сгоряча вышедшую замуж за казанского Батла и в последствии долго жалевшую об этом.

Вспоминаю еще осевших в то время в Симферополе Женю из Минска и юную рыжую девушку из Львова. Где сейчас все эти люди? Все ли живы? Кому-то под сорок, многим далеко за сорок, но в моей памяти они так и остались семнадцати-двадцати летними девочками и мальчиками.

В конце 1980-х Саша женился и переехал к супруге в Москву. Исповедуя радикально хипповые взгляды, он скоро устроил на своей квартире круглосуточную тусовку, где помимо друзей постепенно осело множество странных личностей. Это создало ему и его семье большие проблемы вроде грабежей и разбойных нападений.

Вскоре Саша понял, что Москва обрзца 1990 года, отличается от Симферополя 1980-го, где он хорошо знал каждого, и что не каждый обросший хаером и фенечками является близким другом.

Наступала новая эпоха, жизнь вокруг стремительно менялась, но оставалась неизменной тяга к дорогам и приключениям нашего наездника. Как только "перестройка" ослабила крепежные гайки на обветшавшем железном занавесе, Ришелье уже несся по просторам сначала восточной а вскоре и западной Европы, как всегда попадая в приключения и как всегда выходя сухим из воды. Какое то время жил в Германии, зарабатывая на хлеб самой тяжелой работой, зато дыша свежим, как казалось, воздухом Запада.

Саша обрел там новых друзей в среде немецких радикалов и андеграунда, которые здорово ему помогали удержаться на плаву. Назад он ехал с ветерком на ископаемом, раздолбанном, но собственном Опеле, купленном чуть ли ни за 300 марок. В общем, сел и поехал. Это было вершиной счастья.

Такие были люди, такое было время. Он оказался чуть ли ни первым хиппи в СССР, купившим автомобиль. Далее приключения продолжались на пустынных ночных московских улицах, по которым наш ездок гонял с неисправными тормозами. Позже не без участия завсегдатаев тусовки на Сашиной квартире у него исчезли и видео и аудио привезенные с запада, да и сам Опель без тормозов.

В последний раз я встретил Ришелье с женой Наташей и детьми в Ялте в 1994 году летом. Он как всегда был бодр, полон новых авантюрных планов. Поговорили о жизни, об общих знакомых, вспомнили былое. С тех пор я не видел его. Вскоре убегая от очередных неприятностей он покинул Россию и осел в западной Европе, кажется во Франции. Периодически звонит на родину Толе Пикассо и другим друзьям. Скучает наверное.

Саша Иванов Москва. Апрель 2005


Ришелье. Фото из архива Люды Судзуки

Прикрепления: 5465117.jpg (227.4 Kb)
 
aqualungmfДата: Среда, 02.06.2010, 13:31 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 19
Награды: 1
Статус: Offline
Друзья, сообщаю две добрые вести.
1- У меня в ЖЖ в статью о Паше добавлена статья О. Разумовского "Антипаразиты", написанная при участии Паши Смоленского в 2000 г http://aqualungmf.livejournal.com/62189.html
2-Ришелье прибыл утренней лошадью вчера из Ниццы и принял участие в акции в Царицыно. Ищите его в Москве, будет здесь около месяца.
 
KapelkaДата: Среда, 02.06.2010, 19:37 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 3731
Награды: 10
Статус: Offline
aqualungmf, Я его встретила уже на ногах не стоящего.
 
Форум » Творчество хипповых людей » Телеги » Статьи Саши Иванова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Копировать низя без разрешения! © 2024